Дополнительная общеразвивающая программа Маленькая сцена

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД СЕЛЬСКОГО
ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЙ АКБАШ» ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
МКОУ «НШДС с.п. В-Акбаш»
Протокол от «30» мая 2025 г. № 7

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «НШДС с.п. В-Акбаш»
М.М. Балкарова
Приказ от «08» августа 2025 г. № 35

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАЛЕНЬКАЯ СЦЕНА»

Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: обучающиеся от 5 до 10 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор-составитель: Кудаева Амина Аниуаровна, педагог дополнительного
образования

с.п. В-Акбаш, 2025 год

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькая сцена»
относится к программам художественной направленности, так как ее основу
составляет театральное искусство, отвечающее на основные критерии духовнонравственного воспитания детей, ориентированное на развитие эстетической
культуры обучающихся, раскрытие их творческого потенциала, а также
предусматривающее возможность самовыражения.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года»
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №
996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года».
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (новые места в дополнительном образовании).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
29.09.2023г. № АБ-3035/06 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека,
2

значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран
мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных
направлений научно-технологического и культурного развития страны».
10. Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному
образованию детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской
Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых,
воспитания и детского отдыха от 22.03.2023г. № Д06-23/06пр.
11. Федеральный закон от 13.07.2020г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №093242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
13. Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,
раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
16. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г.
№652н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
18. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учѐтом их особых образовательных потребностей»).
3

20. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. № 1105-р «Об
утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской
Федерации».
21. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г.
№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
22. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
23. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей»).
24. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».
25. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
04.08.2023 № 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления информации».
26. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. № 23-РЗ «Об
образовании».
27. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
28. Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. № 85-ПП «О
межведомственном совете по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской
Республике целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
29. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. № 242-рп «Об
утверждении
Концепции
внедрения
модели
персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
30. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. № 22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
31. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. № 22-16-17/5456 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими
4

рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных
общеразвивающих программ»).
32. Устав МКОУ «НШДС с.п. В-Акбаш».
33. Иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность
дополнительного образования детей.
Актуальность программы.
Театральное искусство, как многоуровневый синтез различных искусств, в
котором сочетается актерское мастерство, и пение, и танец, а при создании
декораций к разнообразным спектаклям, выступлениям и изобразительное
искусство, раскрывает возможности и способности ребенка. Театральное
искусство работает с психофизической целостностью ребѐнка, раскрывает
философские представления о мире в конкретных чувственных образах и
развивает навыки, помогающие не только на профессиональных сценических
подмостках, но и в обыденной жизни.
Данная программа актуальна, так как именно в театральном коллективе
успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована
на всесторонне развитие личности, его неповторимой индивидуальности.
Театрализованные
занятия
выполняют
одновременно
познавательную,
воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к
подготовке выступлений. Актерский тренинг-основная форма занятий в
театральном объединении, позволяет обнулить все негативные эмоции, которые
при скапливании приводят к агрессии. Творческая театральная деятельность
является активным средством развития творческих способностей, способствует
развитию у обучающихся наблюдательности, фантазии, учит образному
восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает
способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует
мышление и познавательный интерес, а главное-раскрепощает творческие
возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в коллективе.
Новизна программы состоит в системно-комплексном
подходе к
театральному
образованию обучающихся через использование методов
театральной педагогики и образовательных
инновационных
технологий:
личностно-ориентированного
подхода,
применением
игровых
и
здоровьесберегающих технологий
новых
информационных технологий,
проектной деятельностью. Программа строит занятия на развивающей основе
театральных игр и этюдов, актерских
тренингов, творческих заданий,
театрализаций.
Целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания
каждого члена коллектива. Занятия театральным искусством включает в работу
физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат человека. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
5

процесса развития и воспитания детей. В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма,
пластики движений.
Отличительные особенности программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькая сцена»
направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми,
основана на психологических особенностях развития обучающихся, на
формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя
прекрасное, желания изучать театральное мастерство. Обучающиеся учатся
работать над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением.
Педагогическая целесообразность: заключается в том, что она помогает
развивать творческие способности детей, формировать коммуникативную
культуру, прививать чувство ответственности и другие важные качества.
Адресат: обучающиеся от 5 до 10 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому
часу. Продолжительность 1 часа занятий для обучающихся составляет 40 минут.
Наполняемость группы: от 15 до 20 обучающихся.
Форма обучения: очная.
Формы занятий: групповая.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
Личностные:
 воспитывать положительные личностные качества: уважение к другим,
терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие.
 воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
 развить духовно-нравственные ценности.

6

Предметные:
 обучить детей основам театральной деятельности;
 познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены.
 обучить приемам выразительности речи;
 обучить основам коллективной творческой работы;
 сформировать восприятие театрального искусства через позиции
зрителя, актера, режиссера;
 обучить правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
 развивать способности к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
 развивать память, произвольное внимание, образное мышление,
творческую активность, пластику;
 развить коммуникативные качества;
 развивать у обучающихся способность к выступлению на сцене и
самопрезентацию.

7

Учебный план.
№
п/п
1.1.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
2.20.
3.1.
3.2.
3.3.

Название раздела, темы

Количество часов
Формы аттестации / контроля
всего теория практика
1.
Вводное занятие (1ч.)
Вводное занятие
1
1
опрос
2.
Основы актерского мастерства (20ч.)
Развитие воображения и внимания
1
1
наблюдение
Концентрация внимания
1
1
наблюдение
Концентрация внимания
1
1
коллективная работа
Работа с пространством
1
1
опрос
Эмоциональное выражение
1
1
коллективная работа
Выразительность жестов
1
1
коллективная работа
Взаимодействие с партнером
1
1
коллективная работа
Импровизация на заданную тему
1
1
коллективная работа
Импровизация на заданную тему
1
1
наблюдение
Создание персонажа
1
1
опрос
Создание персонажа
1
1
коллективная работа
Воплощение характера
1
1
опрос
Работа с текстом
1
1
опрос
Работа с текстом
1
1
коллективная работа
Подготовка монолога
1
1
опрос
Подготовка монолога
1
1
коллективная работа
Зарождение искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1
1
опрос
Зарождение искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1
1
коллективная работа
Театр как вид искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1
1
опрос
Театр как вид искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1
1
коллективная работа
3.
Искусство импровизации (22ч.)
Основы импровизации
1
1
опрос
Основы импровизации
1
1
коллективная работа
Импровизация в драме
1
1
опрос

Импровизация в драме
1
Комедийная импровизация
1
1
Комедийная импровизация
1
Взаимодействие в импровизации
1
1
Взаимодействие в импровизации
1
Импровизация на тему быта
1
1
Импровизация на тему быта
1
Жизненная импровизация
1
1
Жизненная импровизация
1
Взаимодействие с аудиторией
1
1
Взаимодействие с аудиторией
1
Импровизация на основе музыки
1
1
Импровизация на основе музыки
1
Техника «пустого пространства
1
1
Техника «пустого пространства
1
Речевой тренинг.
1
1
Речевой тренинг.
1
Работа
над
литературно
–
художественным
1
произведением.
3.22. Работа произведением.
1
4.
Техника речи и культура голоса (17ч.)
4.1. Введение в технику речи
1
1
4.2. Развитие дикции
1
1
4.3. Развитие дикции
1
4.4. Громкость и артикуляция
1
1
4.5. Громкость и артикуляция
1
4.6. Интонация и эмоциональная окраска
1
1
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
3.16.
3.17.
3.18.
3.19.
3.20.
3.21.

9

1
1

коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
коллективная работа

1

импровизация

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

опрос
наблюдение
импровизация
опрос
коллективная работа
наблюдение

4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.
4.14.
4.15.
4.16.
4.17.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
5.9.
5.10.
5.11.
5.12.
5.13.
5.14.

Интонация и эмоциональная окраска
1
1
Логика текста
1
1
Логика текста
1
1
Работа с поэтическим текстом
1
1
Работа с поэтическим текстом
1
1
Техника публичного выступления
1
1
Техника публичного выступления
1
1
Работа с литературным текстом
1
1
Работа с литературным текстом
1
1
Паузы и акценты в речи
1
1
Паузы и акценты в речи
1
1
5.
Пластическое выражение и ритмопластика (18ч.)
Введение в пластику тела
1
1
Развитие гибкости
1
1
Развитие гибкости
1
1
Мимика и жесты
1
1
Мимика и жесты
1
Танец как форма выражения
1
1
Танец как форма выражения
1
1
Темп и ритм в движении
1
1
Темп и ритм в движении
1
1
Пластический тренинг
1
1
Пластический тренинг
1
1
Пластический образ персонажа
1
1
Пластический образ персонажа
1
1
Пластический тренинг образа
1
1
10

коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
опрос
коллективная работа
коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
практические упражнения
опрос

5.15.
5.16.
5.17.
5.18.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
6.9.
6.10.
6.11.
6.12.
6.13.
6.14.
6.15.
6.16.
6.17.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.

Пластический тренинг образа
Танец как форма выражения
Танец как форма выражения
Пластический образ персонажа

1
1
1
1
1
6.
Актерское мастерство (17ч.)
Организация воображения и памяти
1
1
Этюды на движение без слов
1
1
Взаимодействие с партнером в этюде
1
Пластическое воплощение образа
1
Этюды на создание атмосферы
1
1
Работа с реквизитом
1
Создание сценического образа
1
Роль жеста и мимики в актерском мастерстве
1
1
Создание диалогов
1
Импровизация в диалоге
1
Сценическое движение
1
Использование эмоций в сценическом движении
1
1
Работа с монологом
1
1
Выразительное чтение текста
1
Групповая импровизация
1
Актерская игра с мизансценами
1
Репетиция сценических этюдов
1
7. Работа над пьесой и спектаклем (13ч.)
Введение в пьесу
1
1
Анализ персонажей
1
1
Создание мизансцен
1
Работа с диалогами
1
11

1
1
1

практические упражнения
наблюдение
практические упражнения
практические упражнения

1
1
1
1

опрос
наблюдение
коллективная работа
практические упражнения
опрос
коллективная работа
коллективная работа
опрос
коллективная работа
практические упражнения
практические упражнения
опрос
наблюдение
коллективная работа
коллективная работа
импровизация
практические упражнения

1
1

опрос
опрос
коллективная работа
коллективная работа

1
1
1
1
1
1

7.5.
7.6.
7.7.
7.8.
7.9.
7.10.
7.11.
7.12.
7.13.

Импровизация на тему пьесы
Репетиция эпизодов
Взаимодействие с партнерами на сцене
Работа над эмоциональной составляющей
Работа с декорациями
Изготовление реквизита
Репетиция с реквизитом
Генеральная репетиция
Оценка прогресса. Финальная доработка
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
108

12

1
1
1
1
1

47

1
1
1
1
61

коллективная работа
практические упражнения
коллективная работа
коллективная работа
опрос
коллективная работа
коллективная работа
коллективная работа
коллективная работа

Содержание учебного плана
Раздел 1. «Вводное занятие» (1ч.)
Тема 1.1. Вводное занятие – 1ч.
Теория: Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год.
Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Игра «Разрешите
познакомиться».
Раздел 2. «Основы актерского мастерства» (20ч.)
Тема 2.1. Развитие воображения и внимания – 1ч.
Теория: Знакомство с театральными терминами (сцена, авансцена, реквизит,
кулисы, мизансцена), с театральными профессиями.
Тема 2.2. Концентрация внимания – 1ч.
Теория: Объяснение нового материала. Виды и жанры театрального
искусства.
Тема 2.3. Концентрация внимания – 1ч.
Практика: Театральные игры («Мы идем в театр», «Сочиняем сказку с
заданными героями»). Конкурс творческих работ «Театральная сказка».
Тема 2.4. Работа с пространством – 1ч.
Теория: Рассказ, беседа, объяснение нового материала. Предлагаемые
обстоятельства. Ассоциации.
Тема 2.5. Эмоциональное выражение – 1ч.
Практика: Освоение кукловождения. Развитие речи пластики рук.
Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья.
Тема 2.6. Выразительность жестов – 1ч.
Практика: Творческая мастерская «Мы - художники».
Тема 2.7. Взаимодействие с партнером - 1ч.
Практика: Упражнение «Партнерская игра».
Тема 2.8. Импровизация на заданную тему –1ч.
Теория: Основы сценической импровизации.
Тема 2.9. Импровизация на заданную тему – 1ч.
Практика: Упражнение «Сцена без подготовки»
Тема 2.10. Создание персонажа - 1ч.
Теория: Как создавать образ.
Тема 2.11. Создание персонажа - 1ч.
Практика: Пробные этюды.
Тема 2.12. Воплощение характера – 1ч.
Теория: Принципы создания персонажа.
Тема 2.13. Работа с текстом - 1ч.
Теория: Анализ текста, подтекст.
Тема 2.14. Работа с текстом - 1ч.
Практика: Чтение и разбор текста.
Тема 2.15. Подготовка монолога – 1ч.
Теория: Как работать с монологом.
Тема 2.16. Подготовка монолога – 1ч.

Практика: Монолог по выбранному тексту.
Тема 2.17. «Зарождение искусства» – 1ч.
Теория: Знакомство с театральными терминами (сцена, авансцена, реквизит,
кулисы, мизансцена), с театральными профессиями -1ч.
Тема 2.18. «Зарождение искусства» – 1ч.
Теория: Знакомство с театральными терминами (сцена, авансцена, реквизит,
кулисы, мизансцена), с театральными профессиями -1ч.
Тема 2.19. «Театр как вид искусства» – 1ч.
Теория: Объяснение нового материала. Виды и жанры театрального
искусства – 1ч.
Тема 2.20. «Театр как вид искусства» – 1ч.
Практика: Театральные игры («Мы идем в театр», «Сочиняем сказку с
заданными героями»). Конкурс творческих работ «Приходи сказка».– 1ч.
Раздел 3. «Искусство импровизации» (22ч.)
Тема 3.1. Основы импровизации – 1ч.
Теория: Спонтанность и реакция.
Тема 3.2. Основы импровизации – 1ч.
Практика: Упражнение на быструю реакцию.
Тема 3.3. Импровизация в драме - 1ч.
Теория: Импровизация в драматической сцене.
Тема 3.4. Импровизация в драме - 1ч.
Практика: Этюды на драматические образы.
Тема 3.5. Комедийная импровизация – 1ч.
Теория: Использование юмора на сцене.
Тема 3.6. Комедийная импровизация – 1ч.
Практика: Сцены с элементами комедии.
Тема 3.7. Взаимодействие в импровизации - 1ч.
Теория: Работа с партнером.
Тема 3.8. Взаимодействие в импровизации - 1ч.
Практика: Импровизация с партнером.
Тема 3.9. Импровизация на тему быта – 1ч.
Теория: Воссоздание бытовых ситуаций.
Тема 3.10. Импровизация на тему быта – 1ч.
Практика: Этюды на бытовые сцены.
Тема 3.11. Жизненная импровизация - 1ч.
Теория: Спонтанное действие.
Тема 3.12. Жизненная импровизация - 1ч.
Практика: Воссоздание жизненных ситуаций.
Тема 3.13. Взаимодействие с аудиторией – 1ч.
Теория: Как взаимодействовать со зрителями.
Тема 3.14. Взаимодействие с аудиторией – 1ч.
Практика: Этюды с вовлечением аудитории.
14

Тема 3.15. Импровизация на основе музыки - 1ч.
Теория: Влияние музыки на актера.
Тема 3.16. Импровизация на основе музыки - 1ч.
Практика: Этюды под музыку.
Тема 3.17. Техника «пустого пространства» - 1ч.
Теория: Работа в ограниченном пространстве.
Тема 3.18. Техника «пустого пространства» - 1ч.
Практика: Этюды в статике.
Тема 3.19. Речевой тренинг - 1ч.
Теория: Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Тон. Тембр.
Интонация - 1ч.
Тема 3.20. Речевой тренинг - 1ч.
Практика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик
голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи - 1ч.
Тема 3.21. Работа над литературно-художественным произведением 1ч.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом.
Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов-1ч.
Тема 3.22. Работа над произведением - 1ч.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом.
Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов-1ч.
Раздел 4. «Техника речи и культура голоса» (17ч.)
Тема 4.1. Введение в технику речи –1ч.
Теория: Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Тон. Тембр.
Интонация.
Тема 4.2. Развитие дикции – 1ч.
Теория: Строение развития дикции.
Тема 4.3. Развитие дикции – 1ч.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом.
Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов.
Тема 4.4. Громкость и артикуляция – 1ч.
Теория: Правила управления голосом.
Тема 4.5. Громкость и артикуляция – 1ч.
Практика: Управление голосом. Упражнения на артикуляцию.
Тема 4.6. Интонация и эмоциональная окраска - 1ч.
Теория: Работа с интонацией.
Тема 4.7. Интонация и эмоциональная окраска - 1ч.
Практика: Упражнения на интонацию.
15

Тема 4.8. Логика текста -1ч.
Теория: Как структурировать текст.
Тема 4.9. Логика текста -1ч.
Практика: Упражнения на логическое построение.
Тема 4.10. Работа с поэтическим текстом - 1ч.
Теория: Разбор поэтического произведения.
Тема 4.11. Работа с поэтическим текстом - 1ч.
Практика: Чтение стихотворений.
Тема 4.12. Техника публичного выступления – 1ч.
Теория: Как удерживать внимание аудитории.
Тема 4.13. Техника публичного выступления – 1ч.
Практика: Импровизация на публичное выступление.
Тема 4.14. Работа с литературным текстом - 1ч.
Теория: Как интерпретировать литературные произведения.
Тема 4.15. Работа с литературным текстом - 1ч.
Практика: Работа с фрагментом текста.
Тема 4.16. Паузы и акценты в речи – 1ч.
Теория: Важность пауз.
Тема 4.17. Паузы и акценты в речи – 1ч.
Практика: Упражнения на расстановку пауз.
Раздел 5. «Пластическое выражение и ритмопластика» (18ч.)
Тема 5.1. Введение в пластику тела – 1ч.
Практика: Упражнения на координацию движений.
Тема 5.2. Развитие гибкости - 1ч.
Теория: Как достичь гибкости тела.
Тема 5.3. Развитие гибкости - 1ч.
Практика: Упражнения на растяжку.
Тема 5.4. Мимика и жесты – 1ч.
Теория: Жест как часть образа.
Тема 5.5. Мимика и жесты – 1ч.
Практика: Этюды на выражение эмоций через жесты.
Тема 5.6. Танец как форма выражения - 1ч.
Теория: Влияние танца на пластику.
Тема 5.7. Танец как форма выражения - 1ч.
Практика: Простой танцевальный этюд.
Тема 5.8. Темп и ритм в движении – 1ч.
Теория: Как работать с ритмом.
Тема 5.9. Темп и ритм в движении – 1ч.
Практика: Упражнения на развитие темпа и ритма.
Тема 5.10. Пластический тренинг - 1ч.
Теория. Объяснение нового материала. Что означает пластическая
выразительность?
16

Тема 5.11. Пластический тренинг - 1ч.
Практика. Ритмопластический тренинг. Разминка.
Тема 5.12. Пластический образ персонажа – 1ч.
Теория: Обзор пройденного материала.
Тема 5.13. Пластический образ персонажа – 1ч.
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие
музыки через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы.
Пластические импровизации на передачу образа животных.
Тема 5.14. Пластический тренинг образа – 1ч.
Теория. Объяснение нового материала. Что означает пластическая
выразительность? -1ч.
Тема 5.15. Пластический тренинг образа – 1ч.
Практика. Ритмопластический тренинг. Разминка -1ч.
Тема 5.16. Танец как форма выражения -1ч.
Теория: Влияние танца на пластику.
Тема 5.17. Танец как форма выражения -1ч.
Практика: Простой танцевальный этюд.
Тема 5.18. Пластический образ персонажа - 1ч.
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие
музыки через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы.
Пластические импровизации на передачу образа животных -1ч.
Тема 5.19. Итоговое занятие - 1ч.
Практика: Групповые этюды на выразительность речи.
Раздел 6. «Актерское мастерство» (17ч.)
Тема 6.1. Организация внимания, воображения, памяти – 1ч.
Теория. Развитие фантазии и воображения. Как развивать?
Тема 6.2. Этюды на движение без слов – 1ч.
Теория: Бессловесное действие как часть актерской игры.
Тема 6.3. Взаимодействие с партнером в этюде – 1ч
Практика. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер,
речь персонажа, походка. Грим. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции.
Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.
Тема 6.4. Пластическое воплощение образа - 1ч.
Практика: Упражнение «Тело как инструмент».
Тема 6.5. Этюды на создание атмосферы – 1ч.
Теория: Как создать эмоциональную атмосферу на сцене.
Тема 6.6. Работа с реквизитом - 1ч.
Практика: Использование предметов в этюдах.
Тема 6.7. Создание сценического образа – 1ч.
Практика: Создание и воплощение образа персонажа.
Тема 6.8. Роль жеста и мимики в актерском мастерстве - 1ч.
Теория: Выразительность через жесты и мимику.
17

Тема 6.9. Создание диалогов – 1ч.
Практика: Работа с текстом диалога.
Тема 6.10. Импровизация в диалоге - 1ч.
Практика: Создание импровизированного диалога.
Тема 6.11. Сценическое движение – 1ч.
Практика: Упражнения на координацию и взаимодействие с пространством.
Тема 6.12. Использование эмоций в сценическом движении - 1ч.
Теория: Эмоциональная передача через движение.
Тема 6.13. Работа с монологом - 1ч.
Теория: Техники анализа монолога.
Тема 6.14. Выразительное чтение текста - 1ч.
Практика: Чтение и разбор монолога.
Тема 6.15. Групповая импровизация – 1ч.
Практика: Импровизация с группой по заданной теме.
Тема 6.16. Актерская игра с мизансценами - 1ч.
Практика: Разработка мизансцен с использованием актерских приемов.
Тема 6.17. Репетиция сценических этюдов – 1ч.
Практика: Репетиция сцен.
Раздел 7. «Работа над пьесой и спектаклем» (13ч.)
Тема 7.1. Введение в пьесу – 1ч.
Теория: Выбор пьесы. Чтение и обсуждение пьесы.
Тема 7.2. Анализ персонажей – 1ч.
Теория: Объяснение нового материала. Что такое реквизит и чем он
отличается от декораций?
Тема 7.3. Создание мизансцен – 1ч.
Практика: Упражнения по созданию мизансцен.
Тема 7.4. Работа с диалогами - 1ч.
Практика: Работа над репликами.
Тема 7.5. Импровизация на тему пьесы – 1ч.
Практика: Импровизация по мотивам пьесы.
Тема 7.6. Репетиция эпизодов - 1ч.
Практика: Репетиция отрывков.
Тема 7.7. Взаимодействие с партнерами на сцене - 1ч.
Практика: Этюды на взаимодействие с партнером.
Тема 7.8. Работа над эмоциональной составляющей - 1ч.
Практика: Эмоциональная проработка ролей.
Тема 7.9. Работа с декорациями – 1ч.
Теория: Роль декораций в спектакле.
Тема 7.10. Изготовление реквизита - 1ч.
Практика: Изготовление предметов для сцены.
Тема 7.11. Репетиция с реквизитом – 1ч.
Практика: Проба сцен с реквизитом.
18

Тема 7.12. Генеральная репетиция - 1ч.
Практика: Генеральная репетиция спектакля.
Тема 7.13. Оценка прогресса. Финальная доработка – 1ч.
Практика: Коррекция сцен на основе отзывов. Финальные репетиции сцен.
Планируемые результаты.
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
 воспитаны положительные личностные качества: уважение к другим,
терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие;
 воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
 развиты духовно-нравственные ценности.
Предметные:
Обучающиеся:
 обучатся основам театральной деятельности;
 познакомятся с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
 обучатся приемам выразительности речи;
 обучатся основам коллективной творческой работы;
 сформируют восприятие театрального искусства через позиции зрителя,
актера, режиссера;
 обучатся правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
 развита способность к художественно - образному, эмоционально ценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
 развита память, произвольное внимание, образное мышление,
творческую активность, пластику;
 развиты коммуникативные навыки;
 развита способность к выступлению на сцене и самопрезентацию.

19

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график.
Год обучения
(уровень
программы)
1-ый год
обучения
(базовый
уровень)

Дата
Дата
начала
окончания
обучения
обучения
по
по
программе программе
01.09.
31.05.
2025г.
2026г.

Всего
учебных
недель

Количество Режим
учебных
занятий
часов в год

36

108

3 раза в
неделю
по 1 часу

Условия реализации программы.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими:
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование, соответствующей профилю деятельности.












Материально-техническое обеспечение
телевизор с настенным креплением
музыкальный центр
ноутбук
видеокамера
фотоаппарат зеркальный + объектив
стойка для фотоаппарата, видеокамеры
акустической системы
светодиодный прожектор
светодиодный прожектор смена цвета
мышь
ресивер

20

Методы работы.
 словесные (лекция, рассказ, беседа);
 наглядные (тематические презентации);
 практические (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных
и групповых заданий, занятия с элементами тренинга).






Педагогические технологии.
личностно-ориентированный подход;
дифференцированное обучение
развивающее обучение;
здоровьесберегающие;
игровые технологии.

Учебно-методическое и информационное обеспечение.
 инструктажи по охране труда и технике безопасности;
 учебная и методическая литература;
 методические пособия и разработки;
 разноуровневые задания и упражнения;
 сценарии воспитательных мероприятий;
 сборник подвижных игр;
 тематические презентации;
 учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным
репертуаром;
 образовательные электронные ресурсы;
 интернет-источники.
Здоровьесберегающие технологии образовательного процесса.
Основным критерием здоровьесберегающих технологий является
правильная организация учебно-воспитательной деятельности. Прежде всего, это
выполнение санитарно-гигиенических правил:
 режим проветривания;
 влажная уборка помещения;
 соответствующая нормам мебель и освещенность;
 соблюдение норм физических и умственных нагрузок.
Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины
занятия. Этот момент необходимо учитывать при планировании. Необходимо
чередовать различные виды деятельности и их последовательность для
обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение
длительного времени. Для предупреждения перегрузок, переутомлений
необходимо чаще проводить смену видов деятельности, физические минутки,
своевременно организовывать перерывы.
К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение
21

комфортного эмоционально-психического состояния обучающихся. Это помощь
обучающимся в адаптации к новым условиям, создание общей эмоциональноположительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферой на занятиях.
Не следует забывать о создании «ситуации успеха», которая позволяет ребенку
находиться в состоянии психологического равновесия, исключая стрессы,
обусловленные ошибками при выполнении задания, незнанием изучаемого
материала.








Формы аттестации. Виды контроля.
опрос;
наблюдение;
коллективная работа;
практические упражнения;
творческие задания;
групповая работа;
спектакль.

Виды контроля:
 входной контроль (опрос, беседа, тестирование, практическое занятие);
 промежуточный контроль успеваемости обучающихся – тестирование,
практическое занятие;
 итоговая аттестация обучающихся после освоения всего объема – показ
пьесы, спектакля.







Оценочные материалы.
опросники;
карточки с заданиями;
тесты;
анкеты;
банк с творческими заданиями;
разработанные критерии оценок.

Критерии оценки.
Теоретическая подготовка.
Вид контроля
Высокий
Средний
Низкий
Показ этюда на
Успешно
Театральный этюд
Творческое
память физических
справляется с
выполняет с
задание выполняет
действий
творческим
некоторыми
без интереса и
заданием.
недочетами.
старания.
- высокий уровень – точное знание терминологии, артистично и успешно
выполняет творческое задание; 80-100%
22

- средний уровень – неполное владение знаниями по театральной
дисциплине в соответствии с годом обучения; театральный этюд выполняет с
некоторыми недочетами; Запинается и не очень выразительно декламирует
практическое задание; и составляет 50-70%
- низкий уровень – слабое усвоение программного материала
соответствующего года обучения; практическое задание выполняет без интереса и
старания; овладел менее чем 50% объѐма знаний, предусмотренных программой.
Практическая подготовка.
Вид контроля
Высокий
Средний
Низкий
Показ этюда на
Успешно
Театральный этюд
Творческое
память физических
справляется с
выполняет с
задание выполняет
действий
творческим
некоторыми
без интереса и
заданием.
недочѐтами.
старания.
- высокий уровень - успешно справляется с творческим практическим
заданием; 100-80%,
- средний уровень - неполное владение техникой тела и составляет 70-50%;
- низкий уровень – творческое задание выполняет слабо, овладел менее чем
50% объѐма знаний, предусмотренных программой.
Итоговая аттестация.
Высокий - 80-100%
Артистично и уверенно играет свою роль. Хорошо взаимодействует с
партерами на сцене. Демонстрирует хорошие практические умения театральноисполнительской деятельности. Умело владеет техникой сценической речи.
Правильно воплощает режиссѐрские задачи.
Средний уровень - 50-70%
Не очень уверенно чувствует себя на сцене, иногда сбивается в тексте.
Допускает некоторые недочѐты в актѐрской игре.
Низкий уровень – менее 50%
Часто забывает слова, отсутствует актѐрская игра, механически, без эмоций
произносит текст. Демонстрирует слабые навыки театрально – исполнительской
деятельности.

23

Список литературы для педагогов.
1. Березкина-Орлова В. Телесно-ориентированная психотехника актѐра. М., 2006г.
2. Введенская Л. Культура речи. - М.,2008г.
3. Тюханова Е.Л. Театр и дети. М., 2007г.
Список литературы для обучающихся.
1. Варламова Д., Судакова Д. Атлас новых профессий – М.:
«Интеллектуальная литература», 2020г/
2. Каришев - Лубоцкий А.В., Театрализованные представления для детей
школьного возраста. М., 2005г.
3. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции. - М., 2003г.
4. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре.- Ленинград: Детская
литература,1986г.-141 с.
5. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. - М.:
ООО «Издательство АСТ». -2002г.
Интернет-ресурсы.
1. https://infourok.ru/prezentaciya-vozniknovenie-russkogo-teatra-2028411.html
2. https://udm.travel/places/teatry/

24

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЙ АКБАШ»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«МАЛЕНЬКАЯ СЦЕНА»

Уровень программы: базовый
Адресат: обучающиеся от 5 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Кудаева Амина Аниуаровна, педагог дополнительного
образования

с.п. В-Акбаш, 2025 год
25

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи программы:
Личностные:
 воспитывать положительные личностные качества: уважение к другим,
терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие.
 воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
 развить духовно-нравственные ценности.
Предметные:
 обучить детей основам театральной деятельности;
 познакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены.
 обучить приемам выразительности речи;
 обучить основам коллективной творческой работы;
 сформировать восприятие театрального искусства через позиции
зрителя, актера, режиссера;
 обучить правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
 развивать способности к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
 развивать память, произвольное внимание, образное мышление,
творческую активность, пластику;
 развить коммуникативные качества;
 развивать у обучающихся способность к выступлению на сцене и
самопрезентацию.
Планируемые результаты.
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
 воспитаны положительные личностные качества: уважение к другим,
терпение, аккуратность, ответственность, дружелюбие;
 воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
 развиты духовно-нравственные ценности.
Предметные:
Обучающиеся:
 обучатся основам театральной деятельности;
26

 познакомятся с театральной терминологией, с видами театрального
искусства, с устройством зрительного зала и сцены;
 обучатся приемам выразительности речи;
 обучатся основам коллективной творческой работы;
 сформируют восприятие театрального искусства через позиции зрителя,
актера, режиссера;
 обучатся правилам использования специальной терминологии.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
 развита способность к художественно - образному, эмоционально ценностному восприятию произведений театрального искусства в целом;
 развита память, произвольное внимание, образное мышление,
творческую активность, пластику;
 развиты коммуникативные навыки;
 развита способность к выступлению на сцене и самопрезентацию.

27

Календарно-тематический план
№
п/п

1.1.
2.1.
2.2.
2.3
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.

Дата
занятия
по
по
плану факту

Название раздела, темы

Кол-во
часов

1.
Вводное занятие (1ч.)
Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о театре»
1
2.
Основы актерского мастерства (20ч.)
Развитие воображения и внимания
1
Концентрация внимания
1
Концентрация внимания
1
Работа с пространством
1
Эмоциональное выражение
1
Выразительность жестов
1
Взаимодействие с партнером
1
Импровизация на заданную тему
1
Импровизация на заданную тему
1
Создание персонажа
1
Создание персонажа
1
Воплощение характера
1
Работа с текстом
1
Работа с текстом
1
Подготовка монолога
1
Подготовка монолога
1
Зарождение искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1
Зарождение искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1

Содержание
деятельности
теоретич практичес
еская кая часть
часть
занятия
занятия

Кол-во часов

1

опрос

1
1

наблюдение
наблюдение
коллективная работа
опрос
коллективная работа
коллективная работа
коллективная работа
коллективная работа
наблюдение
опрос
коллективная работа
опрос
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2.19.
2.20.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
3.16.
3.17.
3.18.
3.19.
3.20.
3.21.
3.22.

Театр как вид искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1
Театр как вид искусства. Просмотр, обсуждение спектакля.
1
3. Искусство импровизации (22ч.)
Основы импровизации
1
Основы импровизации
1
Импровизация в драме
1
Импровизация в драме
1
Комедийная импровизация
1
Комедийная импровизация
1
Взаимодействие в импровизации
1
Взаимодействие в импровизации
1
Импровизация на тему быта
1
Импровизация на тему быта
1
Жизненная импровизация
1
Жизненная импровизация
1
Взаимодействие с аудиторией
1
Взаимодействие с аудиторией
1
Импровизация на основе музыки
1
Импровизация на основе музыки
1
Техника «пустого пространства
1
Техника «пустого пространства
1
Речевой тренинг.
1
Речевой тренинг.
1
Работа
над
литературно
–
художественным
1
произведением.
Работа произведением.
1
4.
Техника речи и культура голоса (17ч.)
29

1
1

опрос
коллективная работа

1
1

опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
опрос
коллективная работа
коллективная работа

1

импровизация

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
4.13.
4.14.
4.15.
4.16.
4.17.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.

Введение в технику речи
1
1
Развитие дикции
1
1
Развитие дикции
1
Громкость и артикуляция
1
1
Громкость и артикуляция
1
Интонация и эмоциональная окраска
1
1
Интонация и эмоциональная окраска
1
Логика текста
1
1
Логика текста
1
Работа с поэтическим текстом
1
1
Работа с поэтическим текстом
1
Техника публичного выступления
1
1
Техника публичного выступления
1
Работа с литературным текстом
1
1
Работа с литературным текстом
1
Паузы и акценты в речи
1
1
Паузы и акценты в речи
1
5.
Пластическое выражение и ритмопластика (18ч.)
Введение в пластику тела
1
Развитие гибкости
1
1
Развитие гибкости
1
Мимика и жесты
1
1
Мимика и жесты
Танец как форма выражения
1
1
Танец как форма выражения
1
Темп и ритм в движении
1
1
30

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

опрос
наблюдение
импровизация
опрос
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
опрос
коллективная работа
коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
наблюдение
коллективная работа
опрос

5.9.
5.10.
5.11.
5.12.
5.13.

Темп и ритм в движении
Пластический тренинг
Пластический тренинг
Пластический образ персонажа
Пластический образ персонажа

1
1
1
1
1

5.14.
5.15.

Пластический тренинг образа
Пластический тренинг образа

1
1

1

5.16.
5.17.

Танец как форма выражения
Танец как форма выражения

1
1

1

5.18.

Пластический образ персонажа

1

6.1.
6.2.
6.3.
6.4.

6.
Актерское мастерство (17ч.)
Организация воображения и памяти
Этюды на движение без слов
Взаимодействие с партнером в этюде
Пластическое воплощение образа

1
1
1
1

1
1

6.5.
6.6.
6.7.
6.8.
6.9.
6.10.

Этюды на создание атмосферы
Работа с реквизитом
Создание сценического образа
Роль жеста и мимики в актерском мастерстве
Создание диалогов
Импровизация в диалоге

1
1
1
1
1
1

1

31

1
1
1
1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1

коллективная работа
опрос
коллективная работа
наблюдение
практические
упражнения
опрос
практические
упражнения
наблюдение
практические
упражнения
практические
упражнения
опрос
наблюдение
коллективная работа
практические
упражнения
опрос
коллективная работа
коллективная работа
опрос
коллективная работа
практические
упражнения

6.11.

Сценическое движение

1

6.12.
6.13.
6.14.
6.15.
6.16.
6.17.

Использование эмоций в сценическом движении
Работа с монологом
Выразительное чтение текста
Групповая импровизация
Актерская игра с мизансценами
Репетиция сценических этюдов

1
1
1
1
1
1

7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.

Работа над пьесой и спектаклем (13ч.)
Введение в пьесу
1
Анализ персонажей
1
Создание мизансцен
1
Работа с диалогами
1
Импровизация на тему пьесы
1
Репетиция эпизодов
1

1
1
1
1
1
1
1

практические
упражнения
опрос
наблюдение
коллективная работа
коллективная работа
импровизация
практические
упражнения

7.

7.7.
7.8.
7.9.
7.10.
7.11.
7.12.
7.13.

Взаимодействие с партнерами на сцене
Работа над эмоциональной составляющей
Работа с декорациями
Изготовление реквизита
Репетиция с реквизитом
Генеральная репетиция
Оценка прогресса. Финальная доработка
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
108

32

1
1
1
1
1
1
1
1
1

47

1
1
1
1
61

опрос
опрос
коллективная работа
коллективная работа
коллективная работа
практические
упражнения
коллективная работа
коллективная работа
опрос
коллективная работа
коллективная работа
коллективная работа
коллективная работа

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЙ АКБАШ»
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«МАЛЕНЬКАЯ СЦЕНА»

Адресат: обучающиеся от 5 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Кудаева Амина Аниуаровна, педагог дополнительного
образования

с.п. В-Акбаш, 2025 год

Цель воспитательной работы: формирование социальноактивной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на
сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитательной работы:
- способствовать развитию личности обучающегося, способного
вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности.
Формы проведения мероприятий: групповые.
Направления воспитательной работы:
 гражданско-патриотическое;
 духовно-нравственное;
 спортивно-оздоровительное;
 физическое;
 трудовое;
 экологическое;
 профориентация.
Планируемые результаты:
У обучающихся будет / будут:
- развита личность обучающегося, способного вырабатывать и
реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развита система отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- развита умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в
процессе жизнедеятельности.
Работа с коллективом обучающихся:
- формирование практических умений по организации органов
самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и
творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
34

- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
Взаимодействие педагога, детей и родителей строится по трем
направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой
деятельности:
- формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых
занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в
рамках проекта.
- формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных
акциях, проведение выставок творческих работ обучающихся.
- формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования,
конкурсы, экскурсионные поездки, посещение выставок, музеев.

35

Календарный план воспитательной работы
№
Направление
Наименование мероприятия
Срок
Ответственный
Планируемый результат
воспитательной работы
выполнения
1.
Воспитание
День знаний. Беседа с детьми и
Сентябрь
Кудаева А.А.
Формировать потребность в
познавательных
родителями с целью привлечения
приобретении новых знаний,
интересов
детей в объединении
интерес к творческой деятельности
2.
Трудовое и
Поздравление
Октябрь
Кудаева А.А.
Формировать знания,
профориентациионное
учителям
представления о трудовой
воспитание
деятельности учителя
3.
Экологическое
Экскурсия в парк «Экология
Октябрь
Кудаева А.А.
Нравственное и эстетическое
направление
окружающей среды
отношение к природе.
4. Духовно-нравственное
День пожилого человека
Октябрь
Кудаева А.А.
Воспитание уважительного
воспитание
отношения к старшему поколению
5. Духовно-нравственное
День матери
Ноябрь
Кудаева А.А.
Воспитание уважительного
воспитание
России
отношения к родителям.
6. Духовно-нравственное
Подготовка к новогодним
Декабрь
Кудаева А.А. Развитие творческих способностей
воспитание
праздникам
7.
СпортивноСпортивные игры посвященные
Февраль
Кудаева А.А.
Развитие уважительного
оздоровительное
23 февраля
отношения к национальным
воспитание
героям и культурным
представлениям своего народа
8. Духовно-нравственное
Праздник мам, бабушек
Март
Кудаева А.А.
Развитие уважительного
воспитание
Выставка подарков
отношения к женщинам.
9.
ГражданскоКосмические истории
Апрель
Кудаева А.А. Развитие интереса детей к истории
патриотическое
Конкурс поделок и рисунков
страны и родного края
воспитание
10. Духовно-нравственное Акция «Георгиевская ленточка»,
Май
Кудаева А.А.
Формирование патриотических
и патриотическое
«Бессмертный полк».
чувств у детей, любви к своей
развитие
Родине


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».