Программа Языковая и социокультурная адаптации детей-мигрантов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Управление образования местной администрации
Терского муниципального района Кабардино – Балкарской Республики
МКОУ «НШДС с.п. В-Акбаш»

РАССМОТРЕНО
Заседании МО
учителей начальных классов
протокол № 3
от «11» ноября 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Балкарова М.М.
Приказ № 75
от «11» ноября 2025г.

Программа
«Языковая и социокультурная адаптации детей-мигрантов
МКОУ «НШДС с.п. В-Акбаш»

Составители:
Балкарова М.М. директор
Ашибокова З.Б. зам. директора по УВР
Ордашева С.А. педагог – психолог
Тливасова З.Б. учитель- логопед

с.п. В-Акбаш, 2025 год

Пояснительная записка
Концепция государственной миграционной политики Российской
Федерации определяет приоритетные задачи содействия адаптации и
интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия
между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального
заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации
и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей
страны.
Образовательное учреждение и семья – важнейшие институты
первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками
несовершеннолетние иностранные граждане осваивают пространство
культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во
взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит
формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности
ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям
социально значимых норм и способов поведения. Все это позволяет
предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции
в него несовершеннолетних иностранных граждан возможно прежде всего при
условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса –
педагогов и родителей.
Несовершеннолетние иностранные граждане испытывают проблемы
разнообразного
характера:
бытовые,
материальные,
психологопедагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и
педагогической дезадаптации. Многие несовершеннолетние иностранные
граждане демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую
инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка,
повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение;
имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения
мотивационно-потребностной
сферы,
негативное
отношение
к
социокультурным нормам других народов).
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное
положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства
и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и
социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие
детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание
условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению
личных и общественных конфликтов, а также развитие коммуникативных
способностей, самостоятельности и терпимости в условиях диалога,
взаимопонимания, успешную социализацию.
Отсутствие целенаправленной системной работы в школе по
сопровождению несовершеннолетних иностранных граждан обуславливает
возникновение языковых и социокультурных барьеров, которые мешают
успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной,
культурно-досуговой и социальной деятельности.
Реализация данной программы позволит снизить риск дезадаптации и

обеспечить успешную интеграцию несовершеннолетних
граждан в иное социокультурное пространство.

иностранных

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель:
Создание
условий
для
социальной
адаптации
несовершеннолетних иностранных граждан в условиях образовательной
организации
Задачи:
1. Осуществить
психолого
педагогическую
поддержку
несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде.
2. Организовать в школе образовательную среду, способствующую
позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к
культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.
3. Создать условия для интенсивного овладения русским языком.
4. Организовать мониторинг процесса адаптации несовершеннолетних
иностранных граждан.
Программа позволит обеспечить сохранность психического здоровья,
успешность вхождения в инокультурную среду класса, образовательного
учреждения, города несовершеннолетних иностранных граждан, эффективно
организовать работу по комплексному сопровождению семей специалистами
учреждения.
Разработка форм совместной деятельности для реализации программы
будет способствовать установлению позитивного диалога всех участников
образовательного
процесса,
приобретению
опыта
продуктивного
взаимодействия.
Данная
программа
представляет
собой
организационно
–
педагогическую модель организации психолого – педагогического
сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в условиях
общеобразовательной школы. Модель базируется на имеющемся опыте
работы школы, представляет собой систему организации работы и
взаимодействия всех основных участников образовательных отношений и
может быть использована в практике работы любой образовательной
организации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мероприятия, акции программы, объединяют все ученическое и
педагогическое сообщество МКОУ «НШДС с.п. В-Акбаш», приобщая всех
учащихся в т.ч. вновь прибывших несовершеннолетних иностранных граждан
к межнациональному, межкультурному диалогу. Это позволяет считать
достижимыми такие результаты в личностном развитии несовершеннолетних
иностранных граждан как:
− успешная адаптация и интеграция в учебно-воспитательный процесс

образовательной организации;
− качественное улучшение результативности обучения;
− снижение риска возникновения фактов правонарушений;
− формирование представления о себе, как уникальном и значимом
носителе культурных ценностей своего народа;
− преодоление «образа чужака» через освоение способности
воспринимать и ценить культурные традиции других народов;
− применение учащимися полученного социального опыта в
повседневной жизни;
− расширение знаний о культуре народов Российской Федерации;
− повышение уровня толерантности у школьников;
− формирование негативного отношения к насилию и агрессии в
любой форме;
− развитие способности к межнациональному взаимодействию;
− развитие способности к толерантному общению, к конструктивному
взаимодействию с представителями социума независимо от их
принадлежности и мировоззрения
В ходе реализации программы:
1. Будет создана единая целостная система (модель) работы
образовательной организации по социализации и психологической адаптации
несовершеннолетних иностранных граждан.
2. Будут разработаны и внедрены программы индивидуального
сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан.
3. Будут разработаны учебно – методические комплекты для
интенсивного овладения русским языком.
4. Будет обеспечено бескризисное протекание процесса адаптации
несовершеннолетних иностранных граждан.
5. Будут созданы условия для развития благополучной среды
межнационального общения в школе.
6. Будет
обеспечено
активное
включение
родителей
несовершеннолетних иностранных граждан в процесс адаптации.
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Система работы по сопровождению несовершеннолетних иностранных
граждан в рамках школы организуется по следующим направлениям:
− социальное сопровождение
− информационная деятельность
− правовое просвещение
− психологическое направление
− педагогическое направление
Организация сопровождения

несовершеннолетних иностранных граждан по направлениям:
Социальное сопровождение
Формы
Сроки
проведения

Мероприятия
Ответственн
(содержание
ые
деятельности)
Социальная диагностика Анкетирование
По мере
Классные
(обследование социально – Посещение семей поступления руководители
бытовых
условий,
в школу
материального положения
и т.д.)
Консультирование
по
Беседа
В течение
Классные
вопросам
организации
учебного
руководители
социальной
года
поддержки
Выявление учащихся с
Наблюдение
В течение
Педагог –
учебного
психолог,
девиантным поведением из
года
классные
числа
мигрантов
и
руководители
асоциальных семей
Информационная деятельность
Информирование
Беседа,
В течение
Классные
родителей
(законных информационные учебного
руководители
представителей)
об
года
буклеты
организации
образовательного процесса
школы,
о
системе
дополнительного
образования города, о
мерах
социальной
поддержки
Правовое просвещение
Организация
Лекции,
В течение
Классные
профилактических
инструктажи,
учебного
руководители,
мероприятий по вопросам:
беседы,
года
специалисты
жестокого обращения с конкурсы, акции
органов
детьми, употребления ПАВ
системы
и наркотических средств,
профилактики
предупреждение дорожно –
, медицинские
транспортного
работники
травматизма и т.д.
Психологическое направление
Мониторинг личностного
Диагностика
При
Педагог –
и интеллектуального
психолог
поступлении
развития ребенка

Определения уровня психо
–
эмоционального
состояния, адаптации

Диагностика

Психологическое
консультирование
родителей
Психологическая
коррекция и помощь в
социальной адаптации

ребенка в
школу, в
ходе
реализации
индивидуаль
ной
программы
сопровожден
ия
При
поступлении
ребенка в
ОО, по
итогам
реализации
индивидуаль
ной
программы
сопровожден
ия
В течение
учебного
года
В течение
учебного
года

Беседа,
индивидуальная
консультации
Беседа,
развивающее
занятие
Педагогическое направление
Изучение интересов,
Анкетирование,
При
способностей, достижений
собеседование,
поступлении
учащегося
портфолио
в школу
Ознакомление учащегося с
Беседа,
образовательно –
презентация
воспитательным
пространством
образовательного
учреждения и города для
реализации способностей и
интересов
Организация интенсивного Индивидуальная
изучения русского языка
работа на уроках,
(при необходимости)
индивидуальные
внеурочные
занятия

При
поступлении
в школу,
в течение
года

В течение
учебного
года

Педагог –
психолог

Педагог –
психолог
Педагог –
психолог

Классные
руководители,
педагогпсихолог
Классные
руководители,
педагоги
дополнительн
ого
образования
Классные
руководители,
педагоги –
предметники

Включение учащихся в
мероприятия ОУ согласно
плану воспитательной
работы
Мониторинг успешности
освоения ООП

Акции, конкур,
праздники и т.д.

В течение
учебного
года

Текущий
контроль,
промежуточная
аттестация

В течение
учебного
года

Зам.директора
по УВР,
классные
руководители
Заместители
директора по
УВР,
классные
руководители

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Деятельность общеобразовательной организации по сопровождению
процесса адаптации несовершеннолетних иностранных в социокультурную
среду включает в себя 3 этапа: диагностический, образовательноразвивающий, коррекционный.
До начала организации работы по сопровождению ребёнка
осуществляется ряд процедурных мероприятий:
- зачисление в ОО (приём заявления и пакета необходимых
документов)
- перевод отметок, полученных в период обучения ребёнка в другом
государстве в действующую систему оценивания.
Циклограмма деятельности образовательной организации по
сопровождению несовершеннолетних иностранных граждан
№
Мероприятие
Цель
Сроки
Ответств
п/п
енные
Диагностический
1
Диагностика
Выявление
уровня Первая
Учителя
уровня владения владения
русским неделя с
русского
русским языком языком
как
начала
языка
средством
обучения в
образователь
коммуникации
ной
организации
2
Обследование Определение уровня
Первая
Социальн
социально –
социального
и
неделя с
ый
бытовых
материального
начала
педагог,
условий,
положения семьи
обучения в
классные
материального обучающегося
образователь руководи
положения
ной
тели
организации

3

4

5

1

2

Диагностика
интеллектуальн
ого и
личностного
развития
ребенка

- Социальн
ый
с педагог,
педагог
пс
в
ихолог,
образователь классные
ной
руководи
организации тели
Изучение
Определение
Вторая
Классные
интер личностного
неделя с
руководи
есов,
потенциала
начала
тели,
способностей, обучающегося
обучения в
педагогдостижений
образователь психолог
учащегося
ной
организации
Промежуточная Определение уровня
Согласно
Классные
аттестация,
успешности
календарног руководи
теку освоения ООП
тели, зам.
о
щий контроль
директор
графика
а
школы,
учебного
плана
Образовательно - развивающий
Консультирован Правовое
В течение
Ответств
ие по вопросам просвещение семей
года (по
енный по
организации
запросам)
правам
социальной
ребенка,
поддержки
классные
руководи
тели
Индивидуальны Информирование
В течение
Классные
руководи
е
родителей (законных
года
тели
беседы,
представителей)
родительские
собрания
об организации
образовательног
о процесса,
о
системе
дополнительног

Определение уровня
интеллектуального
развития и психо
- эмоционального
состояния,
адаптации Выявление
учащихся
с
девиантным
поведением

Первая
вторая
неделя
начала
обучения

о

3

4

образования
города
Организация
дополнительных
занятий по
изучению
русского языка
Родительские
собрания
«Безопасность в
быту»,
«Предупрежден
ие
жестокого
обращения с
детьми»,
«Предупрежден
ие
суицидальных
попыток среди
несовершенноле
тних,
«Правила
внутреннего
распорядка
обучающихся»,
«Служба
примирения.
Задачи. Формы
работы»,
«Информационн
ая безопасность
детей»
Классные часы,
беседы:
-«Сила России
– в единстве
народов»;
-«Мир без
конфронтации»;
– «Учимся
решать
конфликты»,

Овладение русским
языком как
средством
коммуникации

С

первой
недели
обучения

Учителя
начальны
х классов

Организация
профилактических
мероприятий

В течение
учебного
года

Классные
руководи
тели.

-«Умей сказать
– НЕТ!»;
-«Терроризм –
зло против
человечества»;
«Национальност
ь без границ»;
-«Быть
принятыми
другими не
значит быть как
все»;
-«Закон и
правопорядок»;
«Незнание
закона не
освобождает от
ответственности
»;
-«Оглянись на
свой поступок»
и т.д.
Педагогическое направление
Анкетировани
При
е,
поступлен
собеседовани
ии в школу
е, портфолио
Ознакомление учащегося с
Беседа,
При
образовательно –
презентация
поступлен
воспитательным пространством
ии в
образовательного учреждения и
школу,
города для реализации способностей
в течение
и интересов
года
Организация интенсивного
Индивидуальна
В течение
изучения русского языка (при
я работа на
учебного года
необходимости)
уроках,
индивидуальн
ые
внеурочные
занятия
Включение учащихся в
Акции,
В течение
мероприятия образовательного
конкурс
учебного года
учреждения согласно плану
,
воспитательной работы
праздники и т.д.
Изучение интересов,
способностей, достижений
учащегося

Классные
руководители,
педагогпсихолог
Классные
руководители,
педагоги
дополнительног
о образования
Классные
руководител
и, педагоги –
предметники

Заместитель
директора по УВР,
классные
руководители

Мониторинг успешности
освоения ООП

Текущ
ий
контро
ль,
промежуточн
ая аттестация

В течение
учебного года

Заместители
директора по УВР,
классные
руководители

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».